Чернобыль. Припять.
Чернобыльскую
АЭС окружает 30-километровая запретная зона, въезд в которую возможен
только по специальным пропускам. Со стороны Киева дорога в Зону идёт
через контрольно-пропускной пункт Дитятки. Здесь у нас проверили
паспорта, сверили наши данные с заранее переданным на КПП списком.
Неподалёку
от АЭС находится пожарная часть. Здесь установлен памятник тем, кто
тушил пожар на станции в первые часы и дни после аварии.
Осенью
1986 года в Чернобыле случилась ещё одна трагедия. 2 октября вертолёт
Ми-8, работавший над станцией, зацепился винтом за трос и разбился.
Погиб весь экипаж - 4 человека. Памятник им установлен рядом с
вертолётной площадкой, которая до сих пор используется по назначению.
По
дороге нам встречались таблички с названиями населённых пунктов,
выселенных после аварии. Всё очень лаконично: название села, сколько
было жителей, когда и куда
переселены. Таких табличек в Зоне - десятки.
Монумент
недалеко от въезда в Припять. Радиационный фон на дороге и так
превышает естественный, а стоит отойти чуть в сторону, как его значения
возрастают в десятки раз.
И
вот мы перед въездом в Припять. Шлагбаум поднимается, пропуская
встречную машину. Здесь снова проверяют документы и разрешение на
посещение города. До этого мне дважды доводилось бывать в Чернобыле, но в
Припяти я оказался впервые. Машина едет по совершенно пустым улицам,
вдоль которых стоят пустые дома с кое-где целыми стёклами. Четверть века
здесь НИКТО не живёт. Но жутковато становится, когда осознаёшь, что
здесь НИКОГДА уже не будут жить люди. Припять - город-призрак,
напоминание всем нам о непостоянности и бренности всего сущего.
Дворец
культуры "Энергетик". На стенах граффити, изображающие силуэты людей.
Граффити встречаются повсюду - на стенах и на крышах, на лестничных
площадках и в бассейне. Они как призраки, заселившие призрачный город.
Они играют, карабкаются по лестницам, ловят рыбу, плачут и кричат от
ужаса. Потом мне удалось найти упоминание о том, что эти грффити в
октябре 2005 года. нанесли художники из Москвы, Киева и Берлина. Наш
проводник рассказал, что этих художников, приехавших сюда как на обычную
экскурсию, внесли в "чёрные списки", и они никогда уже не смогут сюда
попасть. Но после бурных дискуссий граффити решили не закрашивать, не
смывать, а оставить как есть. Так они и живут здесь - навеки застывшими,
как и сам город.
Уже
и Советской империи нет, а её герб по-прежнему украшает дом. Есть в
этом какой-то символ: герб ушедшей страны в ушедшем городе.
Площадь перед Домом культуры.
Вертолётчики-ликвидаторы:
Александр Иванович Юнкин и Станислав Викторович Титов. До сих пор они
видели Припять только с воздуха. Четверть века назад.
Берёзка
проросла сквозь пол на последнем этаже гостиницы "Припять". Видимо,
семена занесло сюда ветром. Жизнь сама пробивает себе дорогу.
Вид с крыши гостиницы на парк. Это колесо обозрения так и не заработало. Его должны были открыть 1 мая 1986 года.
На крыше гостиницы "Припять"
От
города до станции по прямой - около 3-х километров. Наутро после аварии
ничего не знающие люди загорали на крышах и балконах домов.
Машинки в парке не дождались маленьких гонщиков.
Деревья пробивают себе путь и через асфальт. Ещё несколько десятилетий - и город зарастёт.
Руководитель энергетической кампании Гринпис России Владимир Чупров и летчик-ликвидатор Станислав Титов.
Вдруг пришла в голову ассоциация атомной энергетики с большим мыльным пузырём. Который всё надувают и надувают.
Городской
бассейн. Говорят, Припять была очень благоустроенным городом, в котором
всего хватало: школ, детских садов, спортивных сооружений, магазинов. И
работа у большинства жителей была совсем рядом. Пока эту работу не
рвануло.
И теперь здесь не то что жить - долго находиться не стоит.
Школа.
Не все нынешние школьники знают, что такое "съезд КПСС". А этот стенд
будет висеть здесь, пока не обвалится вместе с куском стены.
В классах, конечно, разруха, но кое-где всё ещё лежат раскрытые учебники.
И тетради с диктантом ещё не сгнили.
На
доске - условия задачи по физике, написанные 25 лет назад. Внизу справа
- более свежая надпись, нанесённая тем же мелом: "09.05.2008. Здесь
училась Таня Владимирова. Очень тяжёлая наша первая утрата. Мы её
помним". Видимо, написано одноклассниками.
Пустой школьный коридор. Четверть века без детского смеха и беготни.
Лётчики-ликвидаторы
Станислав Титов (слева) и Александр Юнкин (справа). В мае-июне 1986 г -
сотни часов полётов на Ми-8 над станцией: аэрофотосъёмка, забор проб
воздуха, визуальные наблюдения. В общем, всё, что прикажет командование.
В награду - по ордену Красной Звезды и 93 рубля ежемесячной прибавки к
военной пенсии. Но до пенсии дожили не все их товарищи.
Памятник ликвидаторам на площадке перед саркофагом АЭС. Далеко не самое чистое место в Зоне.
Покидая 30-километровую зону, все машины должны пройти радиометрический контроль.
Все
пассажиры также обязательно проходят через детекторы. Заходишь внутрь
рамки, ставишь на площадку ноги, прикладываешь к указанному месту руки. И
ждёшь. Загорается лампочка "Чисто".
Значит, Зона нас выпустила. Можно идти. Но она останется в нашем сознании, в нашей памяти. И это уже никогда не очистится.
Все фото: Вадим Кантор/Гринпис.
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Шахтерская СШ №19" Колисниченко Галины Ивановны
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Открытый Кубок и первенство Донецкой Народной Республики по каратэ JKS
11-12 декабря 2021 года в городе Донецке на базе спортивного комплекса «Кировец» состоялся Открытый Кубок и первенство Донецкой Народной ...
-
Ирина Логвина, Людмила Рождественская. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника (ДонРИДПО, сайт Отдела начал...
-
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в вебинарах для учителей начальных классов в ноябре 2018 года. НАЧАЛЬНАЯ ...
-
Азбука-сказка Буква « А » жила в А рбузе, В полосатом толстом пузе. Раз пришел к ней А брикос, Сладкий А нанас принес. М...