Круглый стол
Обеспечение
преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием
через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной
школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к
обучению в первом классе.http://nsportal.ru/belova-alena-nikolaevna
Цель: осуществление
непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с
ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального
образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на
разных ступенях образования.
Задачи:
- Выявить проблемы в подготовке воспитанников детских садов к обучению в школе и определить пути их решения.
- Определить направления совместной деятельности педагогов школы и детского сада в организации непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
I. Проблема преемственности «детский сад-школа»
- Создание условий в коррекционной школе для непрерывности и преемственности в образовании. Экскурсия по школе.
- Проблема преемственности «детский сад-школа» Белова А.Н. – зам. директора по методической работе МОУ коррекционной школы – интернат №8 г. Саяногорска.
- Психолого-педагогическое сопровождение выпускников коррекционных групп детского сада при переходе на начальную ступень образования. Стрельникова С.И., - педагог – дефектолог д\с №20 г. Саяногорска.
- Проблема подготовленности к обучению в коррекционной школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Герасимова Н.В. – руководитель МО учителей начальных классов, обучающихся по программе V и VII видов.
II. Школьная готовность и проблемы обучения первоклассников 2010 – 2011 года.
- Психологическая готовность к обучению и трудности адаптации в первом классе выпускников коррекционных групп детского сада №20 «Дельфин», Аникина Г.В. – педагог психолог МОУ коррекционной школы – интерната №8 г. Саяногорска.
- Проблемы речевой готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Кулакова Е.Ю. учитель – логопед МОУ коррекционной школы – интерната №8 г. Саяногорска.
- Школьная готовность и проблемы обучения первоклассников. Медведева Ф.А., Заиграева И.Г., Басанская Е.П., Попова И.Г. учителя начальных классов МОУ коррекционной школы №8 г. Саяногорска.
Проблема
преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во
все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной
школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи
образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность
с позиции школы – это опора на те ЗУН, которые имеются у ребёнка,
пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в
школе должна проходить с учётом понятийного и операционного уровня
развития ребёнка.
Преемственность
с позиции детского сада – ориентация на требования школы, формирование
тех ЗУН, которые потребуются для дальнейшего обучения в школе.
И
не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и
целостности образовательной среды относится к числу важнейших
приоритетов развития образования в России.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. С какими же проблемами мы, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор программы обучения.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. С какими же проблемами мы, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор программы обучения.
Для
правильного определения программы обучения необходимо учитывать
особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего
развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего
учителя и многое другое.
В процессе психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время "работает" против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.
Непосредственный контакт психологов и педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором программы и предотвратить возможные негативные последствия.
2. Проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ. Из-за завышенных требований к поступающим в первый класс школьникам приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество педагогов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Работа по преемственности даёт возможность совместно разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Рекомендации:
В процессе психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время "работает" против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.
Непосредственный контакт психологов и педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором программы и предотвратить возможные негативные последствия.
2. Проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ. Из-за завышенных требований к поступающим в первый класс школьникам приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество педагогов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Работа по преемственности даёт возможность совместно разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Рекомендации:
Для осуществления работы по преемственности между детским садом и школой провести следующие мероприятия:
- Заключить договор о сотрудничестве между детским садом и школой.
- Организация работы по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
- Проведение ПМПК, с участием специалистов детского сада и школы;
- Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
- Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
- Организация совместных праздников, выставок и других мероприятий.
- Регулярно проводить совместные круглые столы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе.
- Осуществлять взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями.
- Формирование у воспитанников д.сада и учащихся начального звена школы положительную мотивацию к обучению самостоятельной умственной актитвности.
Только
заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит
по настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального
образования, сделать переход ребёнка из детского сада в начальную школу
безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради
детей можно найти время, силы и средства решения задач преемственности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий