ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
(материалы к педагогическому совету)
Педагоги,
психологи, ученые довольно часто размышляют о проблемах
преемственности на страницах журналов и газет. Наиболее актуальны в
этом плане размышления об организации преемственности в системе «детский
сад - начальная школа». Значительно реже нам встречаются статьи об организации аналогичного процесса
при переходе из начальной школы в среднее звено. О преемственности
средней общеобразовательной школы и высших учебных заведениях активно
заговорили в последние годы в связи с проведением единого государственного экзамена в выпускных классах. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом возрастном периоде.
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников,
но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время
узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью
учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы
предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в
старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями,
умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также
забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают
причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с
товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает
сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако
все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных
решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове
несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее,
подводить школьников к пониманию
несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще
сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не
лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не
станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на
ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву
в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе.
Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога.
Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций
слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки
за город, написание писем болеющим детям и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся
сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в
соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые
для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано
коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных
результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях
с педагогом.
5. Отсутствие коллективных средств обучения
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для
школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и
родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся
наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника.
Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной
деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах,
парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
6. Наличие большей свободы и самостоятельности
При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами,
цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу
действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять,
одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих
факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно
так-же как и самостоятельность и отсутствие
педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных
понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
7. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданийНередко
с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в
рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на
уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие
и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых
является ослабление внешнего
контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей.
Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает
это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же сетуют на объемы работ и обилие классов. Иногда
демократические учителя предлагают детям домашние задания только для
желающих. Но редко у кого оно возникает самостоятельно.
Дифференцированные задания в среднем и старшем звене - большая
редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
8. Личностный контакт с учителями
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
В данном перечне мы обозначили далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее
звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много
положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде.
Большинство школьников быстро
адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то,
что существует категория детей, для которых пятый класс становится
«облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились
отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью
спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д. Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.