Рекомендую родителям наиболее полезные публикации по теме "Проблемы
в учебе": - Начальная школа: проблемы в учебе - Синдром хронической неуспешности - Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом? - Нарушения речи, чтения и письма - Как помочь ребенку в приготовлении уроков? - Способный, но ленивый: почему ребенок может, но не хочет учиться? |
В чем-то все первоклассники похожи между собой. Ведь
для любого ребенка поступление в школу - событие чрезвычайно значимое.
И при этом все они разные. Один быстро привыкает к новой обстановке
и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается. Вот
эта девочка с радостью каждый день идет в школу, а ее одноклассница
постоянно озабочена: так ли я сделала домашнее задание? Почему учительница
сегодня меня не спросила? Почему ко мне плохо относятся в классе?
И т. п.
Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон
школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами
такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин "школьный
невроз" используют, когда у школьника отмечаются "беспричинные"
рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по
утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы
почему-то исчезают."Школьная фобия" обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно "мягкая" форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму.
В чем причины школьной тревожности? Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической
организацией школьника. Не в последнюю очередь - особенностями воспитания,
завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только
на "отлично"). У некоторых детей страхи и нежелание ходить
в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым
или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть
школьники с самой разной успеваемостью. Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных
детей в школе.
- Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может
считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к
учению.- Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания. - Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей. - На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. - При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести. А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п. Психологами разработаны программы коррекционной работы с такими детьми. Это могут быть индивидуальные и групповые занятия. Занятия формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Преодолевается его стремление действовать всегда и везде по правилам. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться и т.д. Еще важно научить тревожного ребенка самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и доверять собственным оценкам. Некоторым детям нужно помочь овладеть недостающими учебными умениями, восполнить пробелы в усвоении школьной программы. Кроме того, психолог обязательно даст рекомендации и родителям, и педагогам. В их силах помочь тревожному школьнику изменить свое отношение к успеху и неудаче, к оценкам со стороны взрослых и детей. |
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Шахтерская СШ №19" Колисниченко Галины Ивановны
вторник, 21 февраля 2012 г.
Школьная тревожность
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Открытый Кубок и первенство Донецкой Народной Республики по каратэ JKS
11-12 декабря 2021 года в городе Донецке на базе спортивного комплекса «Кировец» состоялся Открытый Кубок и первенство Донецкой Народной ...
-
Ирина Логвина, Людмила Рождественская. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника (ДонРИДПО, сайт Отдела начал...
-
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в вебинарах для учителей начальных классов в ноябре 2018 года. НАЧАЛЬНАЯ ...
-
Азбука-сказка Буква « А » жила в А рбузе, В полосатом толстом пузе. Раз пришел к ней А брикос, Сладкий А нанас принес. М...
Комментариев нет:
Отправить комментарий